k tekstu Tsifrovoy bazar bez pravil pora izmenit'

Фото: пресс-служба АКОРТ

Онлайн-торговля требует законодательно утвержденного регулирования

Проблемы, связанные с деятельностью маркетплейсов, 27 марта на круглом столе обсудили эксперты МГУ и ВШЭ, представители отраслевых ассоциаций потребительского рынка.

Заместитель руководителя научной лаборатории «Центр развития потребительского рынка» экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Лейла Шамузова представила исследование, основанное на мнениях представителей офлайн- и многоканальной торговли, поставщиков и экспертов отраслевых ассоциаций. Это исследование приводит к выводу, что офф-лайн и онлайн торговля — разные сегменты со схожими правоотношениями, но с разными регуляторными режимами.

-По сути это означает, что возникают законодательные разрывы, которые создают неравные условия для участников рынка, — отметила Лейла Шамузова.

В частности, она отметила дисбаланс, связанный с ценовой политикой — когда рыночная сила ведущих цифровых платформ превышает возможности традиционных лидеров рынка ритейла.

Еще одной проблемой она назвала высокую долю контрафакта в онлайн-торговле.

Если в традиционной рознице законодательные требования стимулируют торговлю не пускать на полку недобросовестных участников, то маркетплейсы, по сути, не ограничены в том, чтобы продавать товары сомнительного качества. Лейла Шамузова сказала, что доля контрафакта на платформах может достигать 30-40%.

Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина привела в пример ситуацию, которая сложилась в этой сфере. По ее словам, в страну массово ввозятся низкокачественные и дешевые товары, которые в интернете продаются практически бесконтрольно.

-Из-за этого у нас не увеличивается, а уменьшается доля отечественного производства. За последние 5 лет теневой рынок детских товаров у нас вырос с 22 % до 35%, — отметила Антонина Цицулина.

Бесконтрольность приводит и к финансовым потерям бюджета. Например, если судить по данным исследования МГУ, разница между показателями объема товаров, экспортируемых из Китая, Индии, Турции и других стран и объема импорта в РФ составляет около 100 млрд. долларов. Эксперты оценивают, что не менее 25 млрд. долларов государство теряет только из-за неуплаченных НДС и таможенных пошлин.

«Проседает» и качество. По данным Роспотребнадзора, за последний год выросло количество обращений граждан в территориальные органы ведомства – они получили около 420 тысяч заявлений. За прошлый год в рамках судебных разбирательств, в которых принимал участие Роспотребнадзор, потребителям было возвращено более 4 млрд. рублей. А сколько покупателей, кто не подал жалобу и не обратился в суд?

Убийственные скидки

Сейчас маркетплейсы могут устанавливать любую цену на товар либо за свой счет, либо за счет продавца. И держат ее столько, сколько нужно. С одной стороны, такая демпинговая политика идет на пользу покупателям, ведь люди могут купить товар дешево. Но с другой стороны, в этом кроются большие риски для производителей, поставщиков и офф-лайн продавцов и в конечном итоге для потребителей.

По словам президента Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александра Онищука, представители традиционной торговли попросту могут прекратить свою деятельность — останутся только одни маркетплейсы. А затем, когда вся поляна будет ими «выжжена», монополизация канала продажи вызовет логичную монополизацию цен и их повышение.

Александр Онищук отметил, что в тексте законопроекта есть норма, которая запрещает маркетплейсу без согласования с продавцом делать скидки за счет продавца и за свой счет снижать цены. Но этого недостаточно. Потому что поставщики товаров попросту будут бояться идти вразрез желаниям маркетплейсов.

-Мы предлагаем установить на уровне правительства максимальную возможную долю от выручки, которую маркетплейс может направлять на программу снижения цены за свой счет. Тогда можно будет надеяться, что у нас будет возможность покупать товары не только на маркетплейсах, но в других местах, — подчеркнул Александр Онищук.

Еще одну проблему озвучила директора института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Сутырина. Это регулирование занятости. По словам эксперта, она занимается вопросами, связанными с промышленностью, и видит, что если на заводе специалисты нередко получают зарплату 25 тысяч рублей, то курьер, который доставляет заказы онлайн-платформы, зарабатывает 70 тысяч. При этом не факт, что он платит подоходный налог.

-Это создает неравные условия для привлечения трудовой силы и негативно сказывается на экономике, потому что квалифицированные кадры, которым надо кормить семью, перетекают в этот бизнес. Поэтому сейчас, а не потом, необходимо отразить в законе вопрос регулирования платформенной занятости, — отметила Анна Сутырина.

Все участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимо уравнять условия конкуренции, справедливо отмечая, что регулирование торговой отрасли отстало от сегодняшнего дня. Модератор мероприятия, председатель президиума крупнейшей ассоциации торговых сетей Станислав Богданов, отметил, что всему рынку нужны честные и равные правила игры, а модели бизнеса классической торговли и маркетплейсов уже совсем скоро начнут активно переплетаться. По мнению участников мероприятия, регулирование должно быть таким, чтобы от него выиграли все: и бизнес, и государство, и потребители.

https://www.kp.ru/daily/27678/5067652/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *